Телефон:

+7 (918) 032-39-92

+7 (918) 049-38-91

+7 (952) 876-88-22

Обратный звонок

Вопрос:

Работник организации написал заявление о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы на период с 15 января по 13 марта 2015 г. 9 февраля 2015 г. организация и работник заключили соглашение об увольнении работника по соглашению сторон с 10 февраля 2015 г. 12 марта бывший работник принес листок временной нетрудоспособности, в котором было указано, что с 3 февраля по 10 марта 2015 г. он находился на больничном. Обязана ли была организация выплачивать в таком случае пособие по временной нетрудоспособности? Если да, то в каком порядке?

Ответ:

Организация обязана выплатить пособие по временной нетрудоспособности работнику, уволенному по соглашению сторон во время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, период временной нетрудоспособности которого наступил во время действия трудового договора. При этом за период нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы пособие бывшему работнику не назначается и не выплачивается.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности подлежат, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества.
В силу ч. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Однако в период нахождения работника в отпуске и в период временной нетрудоспособности возможно увольнение работника по соглашению сторон, поскольку такое соглашение является взаимным волеизъявлением сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности на период работы по трудовому договору в зависимости от страхового стража работника выплачивается в размере:
- 100 процентов среднего заработка - при страховом стаже 8 и более лет;
- 80 процентов - при страховом стаже от 5 до 8 лет;
- 60 процентов - при страховом стаже до 5 лет.
Если временная нетрудоспособность наступила после увольнения работника в течение 30 календарных дней со дня увольнения, то размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 60 процентов среднего заработка независимо от страхового стажа уволенного работника (ч. 2 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, выплата пособий по временной нетрудоспособности производится, если нетрудоспособность наступила в период работы по трудовому договору или в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона N 255-ФЗ в течение 30 календарных дней со дня увольнения. В п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска. Следовательно, за период нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы пособие бывшему работнику не назначается и не выплачивается.
В п. 22 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, указано, что при наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности. Поэтому листок нетрудоспособности должен быть оформлен со дня прекращения отпуска без сохранения заработной платы, а именно с 11 февраля 2015 г.
Таким образом, листок временной нетрудоспособности должен был быть оформлен со дня окончания отпуска без сохранения заработной платы. Если работник неправомерно оформил листок нетрудоспособности, находясь в отпуске без сохранения заработной платы, то организация должна оплатить листок нетрудоспособности в общем порядке, при этом оплате подлежит период после прекращения трудового договора.
Таким образом, так как на дату наступления временной нетрудоспособности трудовой договор действует, организация, по нашему мнению, обязана выплатить пособие за период с 11 февраля по 10 марта 2015 г., при этом размер пособия по временной нетрудоспособности работника составит 60 процентов среднего заработка.

 


10.08.2015


Вопрос:

Поставщик представил на отгруженную партию товаров накладную без печати. Правомерно ли это? Можно ли на основании такой накладной отразить расходы в налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль?

Ответ:

Согласно Федеральному закону от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" (далее - Закон N 82-ФЗ) с 07.04.2015 хозяйственные общества не обязаны иметь печать. Выставление накладной, в которой отсутствует печать организации, будет правомерно, если форма накладной, утвержденная руководителем экономического субъекта, либо форма, согласованная сторонами договора, не содержит реквизита "М.П.". Соответственно, правильно оформленная накладная позволит на ее основании отразить расходы в налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль.
Обоснование: Обязательные требования к оформлению первичной учетной документации предусмотрены в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с указанной правовой нормой обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование экономического субъекта, составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;
- подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
В то же время в альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, форма накладной (N ТОРГ-12) содержит обязательный реквизит "М.П.".
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
С 07.04.2015 вступил в силу (за исключением отдельных положений) Закон N 82-ФЗ. В соответствии с его положениями (ст. ст. 2, 6 Закона N 82-ФЗ) хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Если общество намеревается использовать печать, сведения о ней должны содержаться в уставе.
Таким образом, в общем случае печать не является обязательным реквизитом первичных учетных документов, за исключением тех случаев, когда хозяйствующие субъекты не установили для себя такой порядок добровольно. Например, разработав и утвердив свою форму первичного учетного документа, содержащую реквизит "М.П.", либо предусмотрев аналогичный реквизит в форме накладной, согласованной сторонами и зафиксированной приложением к договору поставки. При этом наличие печати должно быть зафиксировано в уставе общества.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Следовательно, для документального подтверждения расходов необходимо оформить документы так, как того требует законодательство РФ.
Таким образом, оформление накладной, в которой отсутствует печать организации, будет правомерным, если форма накладной, утвержденная руководителем экономического субъекта, либо форма, согласованная сторонами договора, не содержит реквизита "М.П.". Соответственно, правильно оформленная накладная позволит на ее основании отразить расходы в налоговом учете в целях исчисления налога на прибыль.

 


07.08.2015

Вопрос:

Коммерческая организация в июне 2015 г. в качестве покупателя заключила с другой коммерческой организацией договор о приобретении товара, предусматривающий отсрочку его оплаты и уплату процентов за предоставленную отсрочку в установленном договором размере. Вправе ли организация-покупатель, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", учесть в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, проценты за рассматриваемую отсрочку?

Ответ:

Организация-покупатель, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", вправе учесть в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, проценты за предоставленную продавцом отсрочку по оплате приобретаемого товара при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ.
Обоснование: Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 42-ФЗ) Гражданский кодекс РФ дополнен ст. 317.1, согласно п. 1 которой, если иное не предусмотрено законом или договором, кредитор по денежному обязательству, сторонами которого являются коммерческие организации, имеет право на получение с должника процентов на сумму долга за период пользования денежными средствами. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется ставкой рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующие периоды (законные проценты).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 42-ФЗ данный Закон вступил в силу с 1 июня 2015 г.
Согласно п. 1 ст. 488 ГК РФ в случае когда договором купли-продажи предусмотрена оплата товара через определенное время после его передачи покупателю (продажа товара в кредит), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором, а если такой срок договором не предусмотрен - в срок, определенный в соответствии со ст. 314 ГК РФ.
На основании п. 1 ст. 823 ГК РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческого кредита), если иное не установлено законом.
Анализируя приведенные положения, следует заключить, что при отсрочке оплаты по договору купли-продажи в рассматриваемой ситуации фактически действует положение п. 1 ст. 317.1 ГК РФ, и проценты за предоставленную отсрочку представляют собой проценты по денежному обязательству.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ.
Исходя из п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, указанные в п. 1 данной статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Расходы, указанные в пп. 5, 6, 7, 9 - 21, 34 п. 1 данной статьи, принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. ст. 254, 255, 263, 264, 265 и 269 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 269 НК РФ установлено, что под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от способа их оформления.
По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено данной статьей.
На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях гл. 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из изложенного следует заключить, что в целях налогообложения при применении УСН с объектом "доходы минус расходы" учитываются проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств, к которым возможно отнести и предусмотренные в ст. 317.1 ГК РФ проценты по денежному обязательству.
Таким образом, организация-покупатель (УСН с объектом "доходы минус расходы") вправе в рассматриваемой ситуации учесть в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, проценты за предоставленную отсрочку по оплате приобретаемого товара при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Н.Н.Матюнина
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
03.08.2015

Вопрос:

Организация в июне 2015 г. в качестве арендатора заключила с другой организацией договор аренды нежилого помещения на 11 месяцев, условия которого предусматривают перечисление арендатором при заключении договора обеспечительного платежа, сумма которого засчитывается в уплату задолженности арендатора по арендной плате за последний месяц аренды.
Вправе ли организация-арендатор, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", учесть в составе расходов уплаченный при заключении договора обеспечительный платеж?

Ответ:

Организация-арендатор, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", учесть уплаченный при заключении договора аренды обеспечительный платеж в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, не вправе. Данную сумму организация-арендатор будет вправе признать в составе расходов в виде арендной платы за последний месяц аренды (после проведения зачета).
Обоснование: Согласно п. 1 ст. 381.1 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 42-ФЗ)) денежное обязательство, в том числе обязанность возместить убытки или уплатить неустойку в случае нарушения договора, и обязательство, возникшее по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 1062 ГК РФ, по соглашению сторон могут быть обеспечены внесением одной из сторон в пользу другой стороны определенной денежной суммы (обеспечительный платеж). Обеспечительным платежом может быть обеспечено обязательство, которое возникнет в будущем.
При наступлении обстоятельств, предусмотренных договором, сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства.
На основании п. 2 ст. 381.1 ГК РФ (в ред. Закона N 42-ФЗ) в случае ненаступления в предусмотренный договором срок обстоятельств, указанных в абз. 2 п. 1 данной статьи, или прекращения обеспеченного обязательства обеспечительный платеж подлежит возврату, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.
Расходы в виде обеспечительного платежа в п. 1 ст. 346.16 НК РФ не указаны.
Следует учитывать, что перечень расходов, указанный в названном пункте, носит закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. На это указывает Минфин России, в частности, в Письмах от 07.05.2015 N 03-11-03/2/26501 и от 10.02.2015 N 03-11-11/5502.
Анализируя положения параграфа 8 гл. 23 ГК РФ, следует заключить, что обеспечительный платеж является способом обеспечения исполнения обязательства и потому его невозможно рассматривать как арендный платеж за арендуемое имущество, следовательно, положения пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ не могут быть применены.
Таким образом, организация-арендатор, применяющая УСН с объектом "доходы минус расходы", учесть в рассматриваемой ситуации уплаченный в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по уплате арендной платы за последний месяц аренды при заключении договора обеспечительный платеж в составе расходов, учитываемых в целях налогообложения, не вправе.
Отметим, что на основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В целях гл. 26.2 НК РФ оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.
Учитывая данную норму, организация-арендатор будет вправе признать данную сумму в составе расходов в виде арендной платы за последний месяц аренды на дату проведения зачета.


Н.Н.Матюнина
Референт государственной
гражданской службы РФ
3 класса
03.08.2015

Вопрос:

Вправе ли налоговый орган при проведении в рамках выездной налоговой проверки осмотра помещений проверяемого налогоплательщика в качестве понятых привлекать физических лиц, являющихся бывшими работниками налоговых органов?

Ответ:

Налоговый орган вправе при проведении в рамках выездной налоговой проверки осмотра помещений проверяемого налогоплательщика привлекать в качестве понятых физических лиц, являющихся бывшими работниками налоговых органов.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Согласно п. 13 ст. 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Таким образом, осмотр помещений налогоплательщика является одним из мероприятий налогового контроля.
Порядок проведения осмотра регламентируется ст. 92 НК РФ, п. 3 которой предусмотрено: осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.
В силу п. 1 ст. 98 НК РФ при проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных НК РФ, вызываются понятые.
В соответствии с п. 2 ст. 98 НК РФ понятые вызываются в количестве не менее двух человек.
А согласно п. 3 этой же статьи НК РФ в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.
Более того, п. 4 ст. 98 НК РФ предусмотрено, что не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.
Таким образом, положения ст. 98 НК РФ допускают возможность участия в качестве понятых лиц, не имеющих заинтересованности в исходе дела и не являющихся должностными лицами налогового органа.
При этом положения ст. 98 НК РФ не раскрывают того обстоятельства, касается ли запрет на участие в качестве понятых, помимо действующих работников налогового органа, также и бывших работников налогового органа.
Однако из буквального толкования положения п. 4 ст. 98 НК РФ следует, что в указанной норме речь идет о действующих должностных лицах налоговых органов, а не о бывших работниках налоговых органов.
Кроме того, следует отметить, что бывшие работники налоговых органов не имеют заинтересованности в исходе дела, так как должностными лицами налоговых органов на момент их привлечения в качестве понятых при осмотре помещений не являются.
Таким образом, из приведенных норм можно сделать вывод о том, что бывшее должностное лицо налоговых органов может участвовать в таком мероприятии в качестве понятого, так как на момент такого участия должностным лицом налогового органа не является и не имеет заинтересованности в исходе дела.

Е.А.Башарин
Юридическая компания "Юново"

07.07.2015

Вопрос:

Прежний генеральный директор ООО выдал физическому лицу доверенность после прекращения своих полномочий и назначения на должность нового генерального директора. Вправе ли в указанном случае новый генеральный директор одобрить доверенность, выданную прежним генеральным директором?

Ответ:

Новый генеральный директор вправе одобрить доверенность, выданную физическому лицу прежним генеральным директором после прекращения его полномочий.
Обоснование: По смыслу п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Согласно п. 4 ст. 185.1 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Согласно п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.
Пунктом 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) установлено, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников.
Подпунктом 1 п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ определено, что единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
А пп. 2 п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ предусмотрено, что единоличный исполнительный орган общества выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия.
Таким образом, без доверенности от имени общества вправе заключать сделки и выдавать доверенности только единоличный исполнительный орган.
Соответственно, с момента прекращения своих полномочий, прежний единоличный исполнительный орган не вправе выдавать доверенности на представление интересов общества.
Однако в силу ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами.
В соответствии со ст. 156 ГК РФ к односторонним сделкам соответственно применяются общие положения об обязательствах и о договорах, поскольку это не противоречит закону, одностороннему характеру и существу сделки.
Пунктом 1 ст. 183 ГК РФ предусмотрено, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку.
А п. 2 указанной статьи ГК РФ определено, что последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Как указал Президиум ВАС РФ в п. 5 своего Информационного письма от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с применением п. 2 ст. 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым, в частности, могут пониматься письменное или устное одобрение независимо от того, адресовано ли оно непосредственно контрагенту по сделке; признание представляемым претензии контрагента; конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства; реализация других прав и обязанностей по сделке); заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой; просьба об отсрочке или рассрочке исполнения; акцепт инкассового поручения.
При оценке судами обстоятельств, свидетельствующих об одобрении представляемым - юридическим лицом соответствующей сделки, необходимо принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченного в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.
Соответственно, с учетом того, что доверенность является односторонней сделкой и к ней применяются общие правила о сделках, следует вывод, что новый генеральный директор вправе одобрить доверенность, выданную прежним генеральным директором после прекращения полномочий последнего.


07.07.2015


Вопрос:

О документальном подтверждении применения нулевой ставки НДС при реализации российской организацией товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и пересылаемых в международном почтовом сообщении.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 24 июля 2015 г. N 03-07-08/42767

В связи с письмом Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых российской организацией товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и пересылаемых в международном почтовом отправлении, сообщает.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по нулевой ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса, в том числе копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации. При этом особенностей подтверждения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта и пересылаемых в международном почтовом сообщении, нормами Кодекса не установлено.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
О.Ф.ЦИБИЗОВА
24.07.2015

 

Вопрос:

Об определении кадастровой стоимости земельного участка при исчислении земельного налога; о снижении земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 июля 2015 г. N 03-05-06-02/42342

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросу налогообложения земельным налогом сообщает следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 388 Кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (пункт 1 статьи 390 Кодекса).
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 Кодекса налоговая база по земельному налогу для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При этом отмечаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.
Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости земельного участка, находятся в компетенции Минэкономразвития России.
В соответствии со статьей 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в пределах, определенных пунктом 1 статьи 394 Кодекса.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Также обращаем внимание, что согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, решение вопросов, связанных со снижением величины земельного налога для отдельных категорий налогоплательщиков, относится к компетенции представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которых введен земельный налог.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В.А.ПРОКАЕВ
23.07.2015

Вопрос: Об учете организацией убытков, полученных от основной деятельности до 01.01.2015, при исчислении налога на прибыль по операциям с необращающимися ценными бумагами и ФИСС.

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 июля 2015 г. N 03-03-06/42507

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Так, в соответствии с пунктом 22 статьи 280 Кодекса налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок определяется совокупно в порядке, установленном статьей 304 Кодекса, и отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено статьями 280 и 304 Кодекса.
При этом под общей налоговой базой в целях статьи 280 Кодекса понимается налоговая база по прибыли, облагаемая по ставке, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса, и по такой налоговой базе в соответствии с главой 25 Кодекса не предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 309.1 Кодекса (пункт 1 статьи 280 Кодекса).
Пунктом 24 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ "О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 420-ФЗ) были внесены изменения в статью 280 Кодекса.
Согласно пункту 24 статьи 280 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ, вступление в силу с 01.01.2015) убытки, определенные в соответствии со статьей 274 Кодекса с учетом всех доходов (расходов), формирующих общую налоговую базу, могут быть направлены на уменьшение налоговой базы (прибыли) по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок.
В пункте 1 статьи 283 Кодекса указано, что налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Положения названного пункта не распространяются на убытки, указанные в абзацах втором и третьем названной статьи Кодекса, в частности, на полученные налогоплательщиком от реализации или иного выбытия указанных в статье 284.2 Кодекса акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций.
Из изложенного следует, что убытки, полученные организацией от основной деятельности до 01.01.2015, могут быть учтены при определении налоговой базы (прибыли) по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок начиная с 2015 года, в том числе по итогам отчетных периодов 2015 года, за исключением случаев, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 283 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
23.07.2015


Вопрос:

О налогообложении налогом на прибыль операций по выкупу собственных акций.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 23 июля 2015 г. N 03-03-06/2/42489

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций операций по выкупу собственных акций и сообщает следующее.
Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций по операциям с ценными бумагами установлен статьей 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Пунктом 16 статьи 280 Кодекса установлено, что по необращающимся ценным бумагам фактическая цена сделки признается рыночной ценой и принимается для целей налогообложения, если эта цена находится в интервале между максимальной и минимальной ценами, определенными исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен.
Предельное отклонение цен необращающихся ценных бумаг устанавливается в размере 20 процентов в сторону повышения или понижения от расчетной цены ценной бумаги.
В соответствии с пунктом 22 статьи 280 Кодекса налоговая база по операциям с необращающимися ценными бумагами и необращающимися финансовыми инструментами срочных сделок определяется совокупно в порядке, установленном статьей 304 Кодекса, и отдельно от общей налоговой базы.


23.07.2015


Вопрос:

Об освобождении от НДФЛ доходов от продажи лома и вторсырья.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 21 июля 2015 г. N 03-04-06/41772

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо некоммерческого партнерства по вопросу внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц доходов от продажи лома и вторсырья и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
В настоящее время согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса физические лица, получившие доход от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, самостоятельно исчисляют и уплачивают налог исходя из сумм полученных ими доходов.
Организации, выплачивающие физическим лицам доходы от продажи принадлежащего им на праве собственности имущества (лома и вторсырья), не признаются налоговыми агентами, следовательно, у них не возникают обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога на доходы физических лиц с указанных доходов, а также по представлению в налоговый орган сведений о таких доходах.
К доходам физических лиц от продажи ими лома и вторсырья могут в полном объеме применяться положения статьи 220 Кодекса об имущественных налоговых вычетах при продаже имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 рублей.
При этом в соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
Вместе с тем, учитывая сложности в реализации права на получение имущественного налогового вычета в отношении доходов от продажи лома и вторсырья, которые заключаются в том, что на практике не представляется возможным установить срок нахождения такого имущества в собственности налогоплательщика, полагаем целесообразным проработать вопрос налогового администрирования, а также особого порядка определения налоговой базы по таким доходам.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
21.07.2015

 


Вопрос:

Об уменьшении налога, уплачиваемого при УСН, на страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование организацией, производящей выплаты физлицам.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 20 июля 2015 г. N 03-11-06/2/41618

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена на сумму указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 Кодекса расходов более чем на 50 процентов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
При этом с выплат и иных вознаграждений, производимых физическим лицам, страховые взносы уплачиваются организациями по тарифам, установленным статьей 12 Федерального закона N 212-ФЗ.
Таким образом, организации, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы и производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, имеют право уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), на сумму взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, указанных в пункте 3.1 статьи 346.21 Кодекса, но не более чем на 50 процентов.
При этом источник выплаты страховых взносов не имеет значения.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
20.07.2015

Вопрос:

Об учете обязательств хозяйственного общества перед участниками, направленных на увеличение чистых активов, в целях налога на прибыль.

Ответ:


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 июля 2015 г. N 03-03-06/2/40933

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
На основании подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав в размере их денежной оценки, которые переданы хозяйственному обществу в целях увеличения чистых активов, в том числе путем формирования добавочного капитала, соответствующими участниками.
Данное правило распространяется также на случаи увеличения чистых активов хозяйственного общества с одновременным уменьшением либо прекращением обязательства хозяйственного общества перед соответствующими участниками, если такое увеличение чистых активов происходит в соответствии с положениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации или положениями учредительных документов хозяйственного общества, либо явилось следствием волеизъявления участника хозяйственного общества.
В этой связи в отношении величины обязательств, направленных на увеличение чистых активов, возможно применение подпункта 3.4 пункта 1 статьи 251 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
16.07.2015


Вопрос:

О предложении по освобождению ТСЖ от уплаты налога на прибыль.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 июля 2015 г. N 03-03-07/39875

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Таким образом, налоговые преференции хозяйствующим субъектам, выделяемым по отраслевому признаку, не допускаются.
Кроме этого, концепция главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлись сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения и снижение налоговой нагрузки на все категории налогоплательщиков.
Одновременно сообщаем, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определенных в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Таким образом, налог на прибыль организаций возникает только при превышении полученных доходов над произведенными расходами.
При этом для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются доходы, установленные статьей 251 НК РФ. Указанный перечень доходов является закрытым.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, при условии раздельного учета и целевого использования указанных средств доходы (расходы), полученные (произведенные) некоммерческими организациями в рамках целевых поступлений, для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Учитывая изложенное, предложение об освобождении от уплаты налога на прибыль организаций товариществ собственников жилья не поддерживается.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
10.07.2015